iru_ma (iru_ma) wrote,
iru_ma
iru_ma

Два Гала в Мариинском

Для меня очередной фестиваль начался с Гала «Посвящение педагогу». Неожиданно возникший из вечера современных балетов Д.Вишневой, он и оказался чем-то вроде блюда на скорую руку: устроители посмотрели, что там имеется в загашнике, и пустили все это в дело.

Концерт начался с демонстрации фильма с документальными кадрами из «Па де катр» - самой известной записи Ковалевой-балерины. Было бы логично, если бы четыре ее ученицы станцевали его в живую, продемонстрировав владение стилем и идеальные пятые, о которых с такой гордостью говорила в кадре сама Ковалева. Вообще мысль повторить в танце учениц репертуар Ковалевой, по-моему, напрашивалась сама собой. Но крайней мере это придало бы действию смысл и развитие, а ученицы, разучив специально для вечера новые, пусть и небольшие и технически несложные номера, имели бы возможность выказать своё уважение к педагогу. Право, неужели хорошо выученной балерине надо долго учить вариацию Феи Резвости или Нежности, Сапфиров или Серебра?

Цхвитария же предпочла выйти в старом добром школьном па-де-де из «Щелкунчика». И хотя с момента выпуска прошло менее года, Ника успела превратиться в самую настоящую бабу на чайнике с бюстом неприличной для балета величины. В хрустальной вариации во время прыжков на пальцах и в па де бурре всё трепыхалось и колыхалось настолько устрашающе, что было очевидно: из партии Маши Цхвитария определенно выросла.



При этом в исполнении появилась вязкость, а вот невыработанные стопы и качающиеся вращения остались при ней.

Бессильно и жалко выглядел и ее принц - Евгений Иванченко. Бессильно, потому что премьер уже забыл, что такое гран пируэты, ведь в его репертуаре нет ни ДК, ни Корсара, где он мог бы поддерживать их в форме. В финале вариации в комбинированном вращении его присогнутая нога описывала немыслимые синусоиды.

Далее последовали два адажио из балета «Спартак» Л.Якобсона. Какое отношение они имеют к виновнице торжества? Только то, что и Эгина, и Фригия значатся в репертуарах З.Ялинич и С.Гумеровой. Дуэт Марии и Заремы смотрелся бы куда логичнее. На мой взгляд, Ялинич, одна из наиболее способных учениц Ковалевой последних лет, и хотя ее форма тоже далеко не идеальна, но, по крайней мере, в партии Эгины это работает на образ. У Ялинич мягкие, певучие ноги, и она умеет ими управлять.



В адажио показала невероятные по красоте позы, вообще ее танец – раскрепощенный, перетекающий из одного движения в другое – мне понравился. Поддержки и сцены на триклинии выглядели по-настоящему стильно и соблазнительно.

Дежурный «Корсар». Понятно, что излишне напоминать: ни Медору, ни Гюльнару Л.Я.Ковалева не танцевала. Помню дебют Борченко в «Корсаре» на сцене Михайловского театра. Дебют был блестящий, с лоском, с претензией, которая при тогдашней ее форме была абсолютно обоснована. С тех пор прошло немало лет. Смотря на танец Борченко сегодня, невозможно закрыть глаза на ее мучительные попытки «собраться» – то колено вылезет, то нога уедет не в ту сторону, то ось уйдет, то стопа забудет дотянуться в птичку и обвиснет косым лаптем.



Желтая аляповатая юбка, призванная, видимо, скрыть мощные ноги, наоборот, добавила фигуре грузности. Единственный момент, который мне понравился – это фуэте, исполненное на западный манер с «затяжкой». Для балерины, не имеющей в арсенале усложненных фуэте (хотя бы с двойными пируэтами), вариант беспроигрышный. Порадовал Ермаков. Во вращениях появилась подтяжка и сила, после грандов сделал туры с затяжкой, в жете антурнан по кругу стал «выбрасывать» ногу, и эффект получается отличный.

Если остальные ученицы вышли в привычных им партиях, то Смирнова, наоборот, использовала вечер как дополнительную оркестровую репетицию перед дебютом в ДК, хотя как раз ее Повелительница была бы на вечере Ковалевой к месту. Безусловно, этот номер был главной интригой вечера. Памятуя о ее «Лебедином» в МТ на грани провала, ДК мог стать своего рода реваншем. Мог бы, но не стал. С первого появления на сцене вымученное натужной улыбкой лицо Смирновой выдало ее с потрохами: освоение нового академического репертуара дается, ох, как нелегко. Как и у большинства исполнительниц, не имеющих основательной технической базы, первое, что «вылезло» - руки, прежде всего, кисти. Были продемонстрированы распальцовки всех мастей и фасонов. Уж где, как не в ДК, можно на «законном основании» блеснуть растяжкой, однако высота и арабесков, и алясгонов у Смирновой была более чем скромная, если не сказать ученическая. В глаза бросилась резкость движений, - видимо, на бешеном форсе она пыталась вытянуть все, что могло не получиться. Блеснуть не удалось и в вариации – уже в первой части Смирнова сияла такими накренившимися, падающими арабесками и аттитюдами, что было страшно: не свалилась бы ненароком. Ну а в релеве на пассе ноги заблудились настолько, что пятая позиция Смирновой только снилась.



Впрочем, фуэте она скрутила, и, очевидно, как минимум на одну зрительницу это произвело настолько сильное впечатление, что мы лишились «Бриллиантов».

Артем Овчаренко – танцовщик более чем скромных данных. Мало заносок в прыжках, туговатые разножки, низкие вылеты, словом, ничего из того, что могло бы оправдать пафосность танца и даже некоторый гонор.

Пара слов об исполнительнице вставной вариации в ДК С. Ивановой-Скобликовой. Я не раз отзывалась о ней доброжелательно, и в целом в партиях подобного рода мне она кажется на своем месте. Начала за здравие мощными перекидными с идеальным приземлением, но завалила полностью среднюю часть с турами в алясгон. Спасла концовка: так точено заноски в ассамбле редко кто делает.

Честно говоря, после такого Гала подумала, что имели ввиду создатели фильма, с которого этот самый вечер и начался, назвав его «Наставница примадонн». Нет, про одну примадонну я согласна. Несмотря на ее увлечение современной хореографией, я помню ее Китри и Аврору, Никию и ПДД Баланчина на музыку Чайковского. Но кто остальные? Впрочем, впечатления мои не полны, т.к. я ушла после второго действия по причине равнодушия к современной хореографии, о чем не жалею, ибо сполна насладилась оной в заключительном Гала, о котором расскажу в следующей записи.
Tags: Диана Вишнева, Екатерина Борченко, Злата Ялинич, Мариинский театр, Ника Цхвитария, Ольга Смирнова, вечер Ковалевой, гала-концерт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments